ШАХТА САМА ПОДСКАЖЕТ ДОРОГУ
ШАХТА САМА ПОДСКАЖЕТ ДОРОГУ
Михаил Горст - командир отделения 2 класса трудится в ВГСЧ с лета 2011 года. За время своей работы, он сумел завоевать уважение коллег и стал превосходным специалистом своего дела. Михаил Горст поведал газете «Горняк» обо всех особенностях и трудностях своей работы — интересной, и порой опасной.
— На ВГОК я попал, решив пойти по стопам отца, который в свое время посоветовал мне попробовать себя в качестве горноспасателя, — рассказывает Михаил Горст. — До ВГОК я работал водителем, но не переставал мечтать о профессии пожарного или спасателя.
И надо сказать, что я не ошибся в своем выборе. Коллектив у нас очень дружный и слаженный, в подразделении полный порядок, благодаря тому, что каждый знает и своевременно выполняет свою работу. Для того чтобы всегда быть в форме, горноспасатели много тренируются, сильна здесь и медицинская подготовка, большое внимание уделяется теоретическим и тактико-техническим занятиям.
Прежде чем приступить к работе, я проходил стажировку: 1 месяц изучал все основные азы профессии и особенности оборудования, которым необходимо пользоваться горноспасателям ВГСЧ, еще один месяц проходила стажировка в отделении.
В своей работе горноспасатели применяют много специализированного оборудования: респираторы типа Р-30 , аппарат искусственной вентиляции лёгких «Горноспасатель-10» , Самоспасатель шсс 1ПР, шсс-Т, Шахтная связь Уголек , Катушка связи КСГ, Компрессор Кислородный дожимающий КД-8, КДК-10, АЕ-102А, разнообразные гидравлические инструменты, аппараты для отбора проб воздуха в шахте и не только.
Оборудование регулярно обновляется, вот, недавно выдали новые изолирующие респираторы, так как срок эксплуатации прежних уже вышел, он составляет 10 лет. Появились и новые приборы для проверки рабочего состояния респираторов УКП-5М.
– В шахте ежедневно отбираются пробы воздуха, – говорит Михаил,– то очень важно - знать, в каких какие условия труда складываются на текущий момент, какой уровень запыленности, и присутствуют ли в атмосфере вредные примеси. При массовых взрывах или при вторичном дроблении на железорудных шахтах могут образовываться вредные газы, например окись углерода и окислы азота, которые обладают высокой токсичностью даже в небольшой концентрации.
Также в функции горноспасателей входит и проверка состояния запасных выходов и противопожарных объектов. Чаще всего нарушаются противопожарные правила. Например – нет вентиля на пожарном кране. Это только на первый взгляд кажется мелочью, но при пожаре она может сыграть весьма важную роль.
— Работать во время чрезвычайных ситуаций мне пока что не приходилось, раз только случилось так, что на шахте «Магнетитовая» загорелся электровоз, скорее всего, из-за замыкания, — заметил горноспасатель.
— Но в тот раз, когда мое отделение уже прибыло к месту ЧП, электровоз уже был потушен. В подобных ситуациях отделения разделяют задачи: одно идет на тушение пожара, второе, в данном случае, мое, — отправляется на поиски пострадавших. К счастью, в тот раз пострадавших не оказалось.
А вот учения у нас проходят регулярно. На них мы отрабатываем тушение пожаров и спасение пострадавших из выработок в условиях загрязненной атмосферы и при высоких температурах. Для подобных учений используют учебную шахту, которая есть на территории нашей части. Она практически ничем не отличается от настоящей: внутри проложены рельсы, стоит вагонетка, вот только размеры намного меньше рабочей шахты.
Чрезвычайные ситуации могут быть разные. К примеру, обнаружили загазованность атмосферы, и есть пострадавший. В подобном случае пострадавшего укладывают на носилки, обязательно фиксируют и подключают к аппарату ГС-10, который позволит дышать чистым воздухом, только после этого его выносят на поверхность.
При возникновении обрушения первое, что необходимо определить горноспасателям: есть ли пострадавшие за отвалом. Для этого есть своя система сигналов, с которой знакомы и шахтеры. Например, можно постучать по рельсам, трубе, кровле или другой металлической поверхности — если ответят, значит, за завалом есть люди, и нужно немедленно приступать к их разбору. В функции горноспасателей также входит и помощь при затоплении шахты.
— Меня никогда не пугал спуск под землю, — говорит Михаил. — Многие считают, что в шахте можно заблудиться, однако если знать «указатели» и уметь ими пользоваться, то они всегда укажут верную дорогу. К примеру, вода в канавке бежит к стволу, только важно еще знать какая шахта нагнетательная, а какая вытяжная, а, иногда и по движению воздуха можно понять, куда идти.
Огромное значение уделяется физической подготовке личного состава спасателей. Бойцы каждый год сдают нормативы: подтягиваться должны не меньше 6 раз и жать штангу в 70 кг из упора лежа, поднимать гирю в 24 кг минимум 20 раз. Разумеется, для тренировок горноспасателей есть спортзал.
— Многие горноспасатели имеют допуск к спасательным работам с использованием альпинистского снаряжения, ведь мы обучаемся промышленному альпинизму. Случается, что необходима транспортировка пострадавших по вертикальным выработкам, и в этих случаях без специальной подготовки и особого снаряжения не обойтись, — заметил Михаил Горст.